Социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.
Правовой основой социального партнерства в Красноярском крае являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные международные нормы, договоры Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, настоящий Закон, другие законы Красноярского края, а также иные нормативные правовые акты, акты социального партнерства, регулирующие социально-трудовые отношения.
Основными принципами социального партнерства являются:
-
равноправие сторон;
-
уважение и учет интересов сторон;
-
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
-
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
-
соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
-
полномочность представителей сторон;
-
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
-
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
-
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
-
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
-
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
-
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Система социального партнерства в Красноярском крае включает следующие элементы:
а) действующие на соответствующих уровнях органы социального партнерства: трехсторонние (двухсторонние) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, координационные комитеты содействия занятости населения, комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения;
б) соглашения, коллективные договоры, а также иные акты, принимаемые сторонами социального партнерства в пределах их компетенции;
в) процедуры ведения консультаций и переговоров по социально-трудовым вопросам, а также процедуры заключения (изменения) коллективных договоров и соглашений.
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов (далее - профсоюзы), или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Органами социального партнерства на краевом, отраслевом и территориальном уровнях являются трехсторонние (двухсторонние) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут создаваться на краевом, отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства. На районном уровне органом социального партнерства является территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений на территории района.
Правовые основы организации и функционирования в Березовском районе системы социального партнерства в сфере труда с целью регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия определяет: